Упрощать правила футбола тоже надо с умом

 

Говоря об упрощении футбольных правил, мы не имеем в виду возвращение их первозданной простоты. Вся жизнь, и футбол в том числе, развивается ко все более сложной системе, поэтому приходится регулировать правом все больше связей и отношений, в том числе спортивным правом спортивных отношений. А вместе с этим усложняются и правила и растет их количество, приходится все более конкретизировать первоначальные нормы и вводить новые. Поэтому вполне закономерна специализация во всех сферах, в том числе правовой сфере.

Но если ориентировать право только на данный аспект, забывая о его противоположной стороне, об универсализации и унификации норм, то подобная односторонняя ориентация заведет в управленческий тупик, когда правила будут просто игнорироваться, а управление перейдет от нормального «в ручной режим». Эти тенденции вполне очевидны сегодня в государственном управлении во всем мире, они проявляются в повсеместном кризисе законности. Управление «по понятиям» вместо правил становится реальностью.

Помнится, еще в середине 90-х довелось близко познакомиться с проектом регламента для парламента Украины, который разрабатывал один активный депутат, не являющийся юристом, но имевший дело с правилами по охране труда. Тогда автор, будучи юристом с многолетним практическим стажем, предупреждал этого депутата, что попытка предусмотреть в регламенте все возможные ситуации в законодательной процедуре и их урегулировать приведут к обратному эффекту, к росту числа нарушений регламента и его дальнейшему усложнению. Здесь не работает техническое нормирование, как в правилах техники безопасности, где нормы регулируют отношения «человек – техника», а не «человек – человек», которые много сложнее и более непредсказуемы.

Но к этому не прислушались, и сегодня мы имеем парламентский регламент с массой внесенных в него поправок, в разы больше первоначальной редакции, при заметно возросшем количестве нарушений регламента.

Есть ли выход из этой ситуации? – Да, есть: необходимо изменение техники правового регулирования. По части парламентского регламента шла речь о том, чтобы сделать его небольшим, включающим общие типичные правила процедуры принятия закона, предоставив детализацию этих правил практике. Это значит, что в нетиповых (нештатных) ситуациях, не предусмотренных регламентом, решение принимается «по случаю» (ad hoc), разрешая возникшую ситуацию; а далее такая единичная процедура оформляется как прецедент на будущее. Каждый такой прецедент фиксируется в «Дополнениях» к регламенту, к которым обращаются в тех редких случаях, когда какая-то нетипичная ситуация повторяется.

В этом нет чего-то особо нового. Так, страны прецедентного права долгое время обходились практически без статутных нормативных актов. Подобная техника характеризует американскую Конституцию, вначале бывшую небольшим актом из 10 статей, который действует уже более двух столетий, и в нее только вносились в дальнейшем в виде примечаний конкретизирующие поправки, не изменяющие основу.

Да и в жизни каждой страны есть подобная практика, ориентированная на диалектику отношения «общее – особенное – единичное». Например, все ученики пользуются общими учебниками (общее); студенты имеют дело со специальными учебниками, словарями и энциклопедиями (особенное), изучая более частные и сложные вопросы; а ученые обращаются к специальной научной литературе, так как имеют дело с уникальным предметом изучения (единичное). Если школьный учебник наполнять сложнейшими вопросами специальной научной литературы, то такой учебник перестанет выполнять свою учебную роль и будет отвергнут. 

Аналогичная ситуация со спортивным нормированием и юридическим законом. Если закон написан «на каждый случай», им сложно пользоваться даже высокопрофессиональным юристам. Кто имел дело с налоговым или таможенным кодексами, тот знает, что с их появлением возросло число споров с налоговиками и таможенниками.       

Поэтому всё больше наполняя футбольные «кодексы» новыми и новыми правилами и «размельчая» их, мы придем в итоге к тому, что со свистком на поле будут выходить футбольные арбитры в профессорских мантиях. Ибо не всякому бывшему футболисту, а тем более далекому от футбола любителю арбитража будет под силу овладеть всеми премудростями футбольного правосудия. 

И одним лишь введением оранжевой карточки дело не закончится, придется использовать все цвета радуги для новых правил и новых карточек под эти все более детализируемые правила.

 

Комментарии